Ковтун Елена Николаевна
доктор филологических наук, профессор



Родилась 11 декабря 1964 г. в Воронеже.

Окончила славянское отделение филологического факультета МГУ со специализацией по чешскому языку и литературе (1987) и аспирантуру кафедры славянской филологии там же (1990). Кандидатскую диссертацию по теме «Функции условности в художественной системе Карела Чапека. Традиция Герберта Уэллса» (научный руководитель проф. Р. Р. Кузнецова) защитила в МГУ имени М. В. Ломоносова в 1991 г. Докторская диссертация по теме «Типы и функции художественной условности в европейской литературе 1-й половины ХХ в.» защищена в МГУ имени М. В. Ломоносова в 2000 г.

С 1991 г. работает на кафедре славянской филологии филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова: младший научный сотрудник (1993—1994), доцент (1994—1995; 1998—2003), профессор (2003 — по настоящее время). Читает курсы лекций «История чешской литературы», «История и культура Чехии», спецкурсы «Чешская фантастика XIX—XX вв. в общеевропейском контексте», «Творчество Карела и Йозефа Чапеков в контексте чешской литературы и культуры первой половины ХХ в.», «Чешская сатирическая фантастика первой половины ХХ в.», «Литературные „вершины“ ХХ столетия: Я. Гашек — К. Чапек — Б. Грабал — М. Кундера», «Чешская и русская фантастика
1990—2000-х гг.», ведет спецсеминары по чешской литературе ХIХ—ХХ вв.

В 2013 году читала в МГУ и РГГУ межфакультетские курсы «Кросс-культурные коды фантастики» и «Наши братья славяне: история — культура — литература».

С 2007 г. заведовала кафедрой славистики и центральноевропейских исследований историко-филологического факультета РГГУ. Читала курсы лекций «История чешской литературы», «История славянских литератур», «Шедевры славянских литератур в историко-культурном контексте». С 2016 г. — директор Института русского языка и культуры МГУ им. М. В. Ломоносова.

Заместитель председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию. Член диссертационного совета Д 212.198.04 при Российском государственном гуманитарном университете (2008); член редакционной коллегии научного журнала «Вестник Челябинского государственного университета». Серия «Филология. Искусствоведение» (2007); член Союза писателей России (2004), Президент Ассоциации исследователей фантастики при Совете по фантастической и приключенческой литературе СП России (2007); член Общественного совета по гуманитарным наукам при Комитете по науке и наукоемким технологиям Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации (2008); эксперт по разработке и апробации новых образовательных стандартов и программ Ассоциации классических университетов РФ (2007).

Лауреат премии имени И. Ефремова Совета по фантастической и приключенческой литературе Союза писателей России (2009).

Основные публикации

1. НАУЧНЫЕ

I. «Повествование о необычайном»: фантастика и другие типы художественного вымысла (вторичной условности) в европейской литературе ХХ в. Различные типы фантастики: рациональная (научная) фантастика и fantasy. Социально-философская фантастика как разновидность рациональной фантастики; современная фантастика России и славянских стран.

а) Монографии и учебные пособия
1. Карел Чапек и социальная фантастика ХХ столетия: Учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 1998.
2. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказ­ки, уто­пии, притчи и мифа (На материале европейской литературы первой половины ХХ века). М.: Издательство Московского университета, 1999.
3. Художественный вымысел в литературе ХХ века: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2008.
4. Фантастика, сменившая столетие // Современная русская литература конца XX — начала XXI века: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2011. С.141—163. (соавт. Тимина С.И., Маркова Т.Н., Кякшто Н.Н. и др.).
5. Кросс-культурные коды фантастики: программа межфакультетского курса. Уфа: Редакционно-издательский центр Башкирского государственного университета, 2013.
6. Теория и история фантастики (русская, славянская, англо-американская традиции): программа учебной дисциплины // Stephanos. Электронный журнал. М., 2014. № 3. С. 201—223.

б) Статьи
1. К вопросу о соотношении понятий «условность» и «фантастика» в литературоведении // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1990. № 1. С.16—22.
2. Чешская сатирическая фантастика 1920—1930-х гг. в общеевропейском контексте // Studia bohemica (К 70-летию С. В. Ни­коль­ско­го). М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1992. С.174—184.
3. Типы и функции художествен­ной условности в европейской литературе первой полови­ны ХХ в. // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1993. № 4. С.43—50.
4. «Истинная реальность» fan­tasy // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1998. № 3. С.106—115.
5. Элементы фольклорной волшебной сказки в славянской литературной сказке и сказочной фантастике // Македонский язык, ли­тература и культура в славянском и балка­н­ском контексте / Ма­те­риалы международной конференции (Мо­с­ква, 15—16 сентяб­­ря 1998 г.). М.: МГУ, 1999. С. 266—276.
6. Чешская фантастика 1990-х гг.: преодоление кризиса // Литературы стран Центральной и Юго-Вос­точной Европы: 1990-е годы. Прерывность — непрерывность литера­ту­р­ного процесса. Сборник статей. М.: ИСл РАН, 2002. С. 118—127.
7. Основные тенденции развития фантастики славянских стран в 1990-е годы (чешско-польско-русские параллели) // Литература, культура и фольклор славянских народов: XIII Международный съезд славистов (Любляна, август 2003): Доклады российской делегации. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 285—299.
8. Бархатная эволюция: Чешская фантастика сегодня // Если. 2003. № 4. С. 37—44.
9. Фантастика в эру постмодернизма: русская и восточноевропейская фантастическая проза последней трети ХХ столетия // Славянский вестник: Вып. 2: К 70-летию В. П. Гудкова. М.: МАКС Пресс, 2004. С. 498—512.
10. Глобализация в зеркале вымысла: судьбы чешской и русской фантастики на рубеже тысячелетий // Литература и глобализация (К вопросу идентичности в культурах центральной и юго-восточной Европы в эпоху глобализации). Любляна, 2006. С. 95—107.
11. Форум фантастоведов в МГУ // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2006. № 4. С. 179—188.
12. Фантастика как объект научного исследования: пробле­мы и перспективы отечественного фантастоведения // Русская фантастика на перекрестье эпох и культур: Материалы Международной научной конференции: 21—23 марта 2006 г. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. С. 20—38.
13. Рождение фэнтези: трансформация посылки в российской фантастике конца ХХ столетия // Словенска научна фантастика. Београд: Институт за књижевност и уметност, 2007. С. 305—327.
14. Новые горизонты фантастики: science fiction и fantasy в постсоциалистическом пространстве (на материале русской и иных славянских литератур) // Письменность, литература и фольклор славянских народов: XIV Международный съезд славистов (Охрид, 10—16 сентября 2008 г.): Доклады российской делегации. М.: Индрик, 2008. С. 228—243.
15. «Понять друг друга…»: Проблема контакта с инопланетным разумом в творчестве Станислава Лема // Фантастика и технологии (памяти Станислава Лема): Сборник материалов Международной научной конференции 29–31 марта 2007 г. Самара: Самарский государственный аэрокосмический университет, 2009. С. 67—75.
16. Постсоветская фантастика: приобретения и потери // Иные времена: эволюция русской фантастики на рубеже тысячелетий. Челябинск, ООО «Энциклопедия», 2010. С. 43—68.
17. «Продолжая Толкиена…»: традиция повествований о Средиземье в новейшей отечественной фантастике // Иные времена: эволюция русской фантастики на рубеже тысячелетий. Челябинск, ООО «Энциклопедия», 2010. С. 69—85.
18. Ван коже: фантастичари у потрази за идеалним човеком // Тело у словенској футурофантастици. Београд: SlovoSlavia, 2011. С. 267—305. <препринт на русском языке.pdf>
19. Рациональность магического: фантастическая посылка на рубеже тысячелетий // Слов’янська фантастика: Збірник наукових праць. Київ, 2012. С. 15—38.
20. Межфакультетский курс «Кросс-культурные коды фантастики» // Stephanos: Электронный журнал. М., 2013. № 1. С. 140—148. (www.stephanos.ru).
21. Две эпохи славянской фантастики // С.В. Никольский и современная славистика: В честь 90-летия со дня рождения ученого / Отв. редактор И.А.Герчикова. М., 2013. С. 45—63.
22. Вампир без страха и упрёка: новейшие модификации образа // Fantastyka rosyjska dawniej i dziś / Red. Andrzej Polak. Katowice, 2013. S. 27—47.
23. Рациональная фантастика рубежа тысячелетий: российский и зарубежный опыт // Славянские языки и литературы в синхронии и диахронии: Материалы Международной научной конференции: Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, Филологический факультет, 26—28 ноября 2013 г. / Ред. кол. М.Л.Ремнева и др. М., 2013. С. 173—175.
24. Фантастика в вузовских курсах: концепция, теория, канон // Stephanos. Электронный журнал. М., 2014. № 3. С. 189—200.
25. Фантастика в зеркале читательских ожиданий (из опыта чтения межфакультетского курса «Кросс-культурные коды фантастики» в МГУ имени М. В. Ломоносова) // Studia polonoslavica: К 90-летию со дня рождения Е. З. Цыбенко. М., 2015. С. 379—403.
26. Научная фантастика и фэнтези – конкуренция и диалог в новой России // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2015. № 4.
27. Михаил Булгаков и славянская фэнтези // Михаил Булгаков и славянская культура. М., 2017.

II. Творчество Карела Чапека
1. Карел Чапек: «Творчество, достойное жизни...» // Новая и новейшая история. 1990. № 2. С.123—139.
2. Фантастика Герберта Уэллса и Карела Чапека // Советское славяноведение. 1991. № 2. С.75—82.
3. Ф. Кафка — К. Чапек — М. Ку­н­­де­ра: чешский и европейский аспекты творчества (на чеш. яз.) // Sborník příspěvků před­nesených zahranič­ními bohemisty na meziná­rod­nim sympo­ziu v Pra­ze 20.-26. srpna 1998. 1. Díl. Praha, 1998. S. 61—65.
4. Наследники Чапека: кто они? (на материале чешской литературы 1990-х гг.) // Фантастика и сатира в литературе славянских народов (В честь 80-ле­тия С. В. Николь­ско­го). М., Ин-т славяноведения РАН, 2004. С. 47—69.
5. Мировая война в прогнозах чешских фантастов (Карел Чапек, Ян Вайсс, Иржи Гауссманн) // Литература и идеология. Век двадцатый. М.: МАКС Пресс, 2016. Выпуск 3. (Научная серия «Литература. Век двадцатый»).

III. Чешская литература в сопоставлении с русской. Бел­летристика и «массовая» литература как часть современного литературного процесса
1. О «Клубе ошибающихся» Яны Моравцовой (на чеш. яз.) // Советская литература. 1987. № 1. С.174—177.
2. Михал Вивег — «элитарная» или «массовая» литература? (на чеш. яз.) // Česká literatura na konci tisíciletí: Příspěv­ky z 2. kongresu světo­vé literárněvědné bohe­mi­s­tiky. Praha, Ústav pro českou literaturu AV ČR, 2001. S. 801—806.
3. «Интеллектуальное чтиво»: роль беллетристики в современной литературе (на материале чешской и русской прозы 1990-х гг.) // Автор. Текст. Аудитория: Межвуз. сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. С. 51—58.
4. Синтез приемов «интеллектуальной» и «массовой» литературы в современной чешской прозе // Сфера языка и прагматика речевого общения: Междунар. сб. науч. тр. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 2002. С. 354—365.
5. Режим или ментальность: Сатирическое изображение тоталитарных армий в рома­нах Й. Шкворецкого и В. Войновича (на чеш. яз.) // Škvorecký 80: Sborník z mezinárodní kon­fe­ren­ce o životě a díle Jozefa Škvorec­ké­ho. Praha: Literární akade­mie, 2005. S. 185—191.
6. Чешская столица как символ власти в прозе пражских немецкоязычных писателей рубежа XIX—XX вв. // Механизмы власти: Трансформации политической культуры в России и Австро-Венгрии на рубеже XIX—XX вв. М.: РГГУ, 2009. С. 304—330.
7. Феномен Грабал // Грабал Б. Слишком шумное одиночество: Избранная проза. СПб., 2015. С. 5—22.

2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

а) Программы учебных курсов
1. История и культура Чехии (программа курса) // Программы общих и теоретических курсов для студентов славянского отделения. Богемистика. М.: Изд-во МГУ, 2002. С. 81—98.
2. История лите­ра­тур западных и южных славян: Учебно-методический комплекс. М.: Государственная академия славянской культуры, 2007.
3. Кросс-культурные коды фантастики: программа межфакультетского курса. Уфа: Редакционно-издательский центр Башкирского государственного университета, 2013.
4. Теория и история фантастики (русская, славянская, англо-американская традиции): программа учебной дисциплины // Stephanos. Электронный журнал. М., 2014. № 3. С. 201—223.
5. Программа межфакультетского курса МГУ имени М.В. Ломоносова «Наши братья — славяне: история, культура, литература» // Stephanos. Электронный журнал. М., 2014. № 5. С. 143—152 (совм. с А.Г. Шешкен).

б) Статьи
1. Страноведческие курсы в системе вузовской подготовки сла­вистов // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы межкультурной коммуникации в новых геополитических условиях». Тирасполь: РИО ПГУ, 2002. С. 75—76.
2. Из опыта изучения и преподавания истории славянских литератур в России (В. И. Гри­го­рович — А. Н. Пы­пин) // Славянский вестник: Выпуск 1. М.: Изд-во МГУ, 2003. С.211—226.
3. Изучение славянских литератур и культур в европейском контексте на филологи­ческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова // Славянские культу­ры европей­ской цивили­зации: Сборник материалов симпозиумов, проведенных в Москве 30 мая 2002 и 29 мая 2003 годов в рамках празднования дней славян­ской письменности и культуры. М.: Глобус, 2003. С. 43—54.
4. Чешская литература в славянском контексте: из опыта преподавания курса истории славянских литератур в Московском университете (на чеш. яз.) // Otázky českého kanonu: Sborník příspěvků z III. kongresu světové literárněvědné bohemistiky. Praha 28.6–3.7.2005. Sv. 1. S. 103—111.
5. Из опыта прочтения межфакультетского курса по истории, культуре и литературе славянских народов в МГУ имени М.В. Ломоносова // Stephanos. Электронный журнал. М., 2014. № 5. С. 128—141 (совм. с А.Г. Шешкен).
6. Четверть века работы Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию // Stephanos. Электронный журнал. М., 2015. № 2 (10). C. 86—111.
6. Четверть века работы Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию // Stephanos: Сетевое издание / Мультиязычный научный журнал. 2015. № 2 (10). C. 86—111.
7. Вузовская филологическая славистика сегодня: проблемы и перспективы // Славянский альманах. 2015. Вып. 1—2. М., 2015. С. 410—427.
8. Россия в европейском пространстве высшего образования. М., 2015. 64 с. (совм. с Н.М. Аксеновой, Ю.Д. Артамоновой, Е.А. Горбашко, Е.В. Гусляковой и др.).
9. Университетская славистика в центральноевропейском контексте // Славяне и Центральная Европа: языки, история, культура: сб. науч. трудов / Отв. ред.: Е.Н. Ковтун, С.С. Скорвид, Д.К. Поляков, К.Н. Цимбаев. М., 2015. С. 12—21.

3. ПО ПРОБЛЕМАМ РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

1. Филология: плюсы и минусы бакалавризации (статья) // Московский университет. 1993. № 2. С. 4 (в соавторстве с М. Л. Ремневой).
2. Концепция многоуровневого высшего филологического образования (учебно-методи­чес­кая разработка) // Структура и содержание образовательно-профес­сиональных программ ба­зового университетс­кого образования (бакалавриат). М.: Евразийская ассоциация универ­ситетов, 1993. С. 3-9 (совместно с М.Л.Ремневой, В.П.Гуд­ковым, Г.С.Зай­цевой, И.С.Лутови­но­вой, А.А.Чувакиным).
3. Филологические специализации: опыт, проблемы, перспективы // Функциональный аспект в преподавании русского языка и литературы в межнациональной аудитории: Сб. учебно-методичес­ких статей. Саранск, 2003. С. 8—16 (совместно с С.Е.Родионовой, Н.С.Сергиевой).
4. Специализации в рамках специальности 021700 – Филология: современное состояние проблемы // Информационный бюллетень Совета по филологии УМО по классическому уни­верситетскому образованию. № 6. Самара, 2003. С. 38—46 (совместно с С.Е.Родионовой, Н.С.Сергиевой).
5. Деятельность Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию в 1990-х гг. // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2003. № 4. С. 204—209.
6. Принципы создания Государственных стандартов и учебных планов по направ­лению и специальности «Филология» Советом по филологии УМО по классическому университет­скому образованию // Многоуровневая система подготовки филологов: организа­ция содер­жания и новые технологии обучения: Материалы Междунар. науч. конф. 16—17 октября 2003 г. Минск, 2004. С. 8—11.
7. Самообучающийся филолог: модернизация аудиторной и самостоятельной работы студентов // Информационный бюл­­летень Совета по фило­логии УМО по клас­си­ческому уни­вер­си­тет­скому образо­ванию. № 8. Петрозаводск, 2005. С. 38—42 (совместно с С.Е.Родионовой).
8. Каким быть новому стандарту? Опыт работы совета по филологии над реформой высшего образования в России // Информационный бюл­летень Совета по фило­логии УМО по клас­си­ческому уни­верси­тет­скому образованию. № 9. Ярославль, 2005. С. 16—26 (совместно с С.Е.Родионовой).
9. Основные этапы и принципы разработки пилотного проекта ФГОС–3 по направлению подготовки «Филологии» и при­мерной основной образовательной программы бакалавра // Проблемы качества образования: Материалы XVII Всероссийской научно-методической конференции. М.—Уфа, 2007. (совместно с С.Е.Родионовой, Е.В.Карава­евой).
10. Компетентностный подход в подготовке филоло­гов: шаг первый // Инновационные образовательные технологии в системе не­пре­рыв­ного образования: сборник науч­ных статей всероссийской научно-методической конференции преподавателей. Екатеринбург: 2007. С. 177—181 (совместно с С.Е.Родионовой).
11. Научные подходы к созданию образовательно-профессиональных программ на модульной основе в сфере гуманитарного образования // Информационный бюл­летень Совета по фило­логии УМО по клас­си­ческому уни­верси­тет­скому образованию. № 10. Тверь, 2007. С. 30—63 (совместно с С.Е.Родионовой).
12. Научные подходы к созданию методик расчета объемов учебной нагрузки студентов в кредитных (зачетных) единицах // Информационный бюл­летень Совета по фило­логии УМО по клас­си­ческому уни­верси­тет­скому образованию. № 10. Тверь, 2007. С. 64—92 (совместно с Д.В.Харитоновым).
13. Зачем быть филологом сегодня? Презентационная привлекательность филологического образования в России // Информационный бюл­летень Совета по фило­логии УМО по клас­си­ческому уни­верси­тет­скому образованию. № 10. Тверь, 2007. С. 30—63 (совместно с С.Е.Родионовой).
14. Российское филологическое образование и Болонский процесс // Вестник ЧелГУ. Сер. Филолония. Искусствоведение. Вып. 16. 2007. № 20 (98). С 184—193.
15. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. М.: Изд-во Московского университета, 2007 (совместно с В.А.Богословским, Е.В.Караваевой, О.П.Мелеховой, С.Е.Родионовой, В.А.Тарлыковым, А.А.Шехониным)
16. Инновационные подходы к проектированию федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки высшего профессионального образования «Филология». М.: Изд-во Московского университета, 2007 (совместно с О.В.Александровой, Д.П.Баком, Е.Г.Елиной, Е.Ю.Менджерицкой, А.А.Чувакиным и др.).
17. Образцы оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе по направлению «Филология» (бакалавриат). М.: Изд-во Московского университета, 2007 (совместно с С.Е.Родионовой, Д.В.Харитоновым).
18. Образовательные программы «болонского» типа и возможность их реализации в России (на примере направления подготовки ВПО «Филология») // Международное сотрудничество: интеграция образовательных пространств: Материалы Международной научно-практической конференци. Ижевск: Изд-во Удмуртского государственного университета, 2008. С. 15—50 (совместно с С.Е.Родионовой).
19. Разработка учебно-методической документации, обеспечивающей реализацию Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению подготовки ВПО «Филология»: основная образовательная программа, образцы рабочих учебных программ. Уфа: Редакционно-издательский центр Башкирского государственного университета, 2008 (совместно с А.А.Федоровым, Е.Г.Елиной, С.Е.Родионовой, А.А.Чувакиным, К.З.Закирьяновым, Т.В.Григорьевой).
20. Соотношение традиционных и инновационных способов оценки результатов обучения по направлению «Филология» при реализации основных образовательных программ но-вого поколения // Вестник Челябинского университета. Сер. Филология. Искусствоведение. Вып. 27. 2008. № 36 (137). С 74—84.
21. Культурологический компонент подготовки бакалавров-славистов в России: богемистика и центральноевропеистика // Мова i культура. Вып. 10. Том VI (106). Киïв, 2008. С. 258—264.
22. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов. М.: МГТУ им. Баумана, 2009 (совместно с В.А.Богословским, Е.В.Караваевой, С.В.Коршуновым, Н.И.Максимовым, В.Л.Петровым, Б.А.Сазоновым, Д.В.Строгановым, Ю.Г.Татуром).
23. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты. М.: Университетская книга, 2010 (совместно с В.А.Богословским, Е.В.Караваевой, С.В.Коршуновым, И.Б.Котлобовским, О.П.Мелеховой, С.Е.Родионовой, И.Г.Телешовой).
24. Филологическая магистратура в России: вчера и завтра // Информационный бюллетень № 12 Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию. Великий Новгород, 2010. С. 14—38 (совместно с С.Е.Родионовой).
25. Методические рекомендации по использованию системы зачетных (кредитных) единиц при создании ООП на основе ФГОС по направлению подготовки «Филология» // Научно-методические рекомендации по использованию системы зачетных (кредитных) единиц при реализации вузовских основных образовательных программ на основе ФГОС—3 по гуманитарным направления подготовки ВПО. Челябинск: Энциклопедия, 2010. С. 89—122 (совместно с С.А.Шароновой, А.А.Кротовым, Ю.В.Красновой, А.Н.Карнеевым, Д.В.Харитоновым, Я.Л.Березовской).
26. Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ на основе ФГОС и самостоятельно устанавливаемых вузами образовательных стандартов. М: ООО «Издательство «КДУ», 2011. (совместно с Е.В.Караваевой, С.Е.Родионовой).
27. Переход на новые образовательные стандарты: Попутные наблюдения и предварительные итоги // Информационный бюллетень № 13 Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию. М., 2011. С. 25—38.
28. Нагрузка преподавателей и студентов в новых условиях обучения: принципы планирования и учета // Филология и культура. Philology and Culture (Казань). 2012. № 2 (28). С. 59—63 (совместно с С.Е.Родионовой).
29. Итоги экспертизы основных образовательных программ вузов, разработанных на базе ФГОС ВПО: аналитическая справка к информационно-методическим семинарам для учреждений высшего профессионального образования. Саратов, 2012.
30. Оценка деятельности вузов по обновлению структуры и содержания образовательных программ при переходе на ФГОС // Опыт внедрения федеральных государственных образовательных стандартов учреждениями профессионального образования: мониторинг вузов и колледжей: Материалы семинара-совещания для руководящих работников учреждений профессионального образования Приволжского федерального округа (Саратов, 29-30 октября 2012 г.). Саратов, 2012. С.88—103 (совместно с С.Е. Родионовой).
31. Экспертный анализ ООП классических университетов России // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 14—20.
32. Гуманитарная катастрофа // Аккредитация в образовании. 2013. № 62. С. 48—52 (совместно с Л.И. Бородкиным, А.А. Кротовым).
33. Промежуточная и итоговая аттестация при компетентностном подходе: применение инновационных образовательных технологий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология и журналистика. 2013. № 4. C. 107—110 (совместно с С.Е. Родионовой).
34. Adapting the Tuning Programme Profiles to the Needs of Russian Higher Education // Tuning Journal for Higher Education. Issue No.1. November 2013. P. 187—202 (совместно с Е.В. Караваевой).
35. Владимир Павлович Гудков и УМО // Stephanos. Электронный журнал. М., 2014. № 6. С. 114—131
36. Компетенции и результаты обучения: логика представления в образовательных программах // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 10—20 (совместно с Е.Г. Елиной и С.Е. Родионовой).
37. Четверть века работы Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию // Stephanos: Сетевое издание / Мультиязычный научный журнал. 2015. № 2 (10). C. 86—111.
38. Вузовская филологическая славистика сегодня: проблемы и перспективы // Славянский альманах. 2015. Вып. 1–2. М., 2015. С. 410—427.
39. Россия в европейском пространстве высшего образования. М., 2015. 64 с. (совм. с Н.М. Аксеновой, Ю.Д. Артамоновой, Е.А. Горбашко, Е.В. Гусляковой и др.).
40. Компетенции, результаты обучения и формы контроля: применение методологии TUNING в России (на английском языке) // Tuning Journal for Higher Education. Volume 3, Issue No.1. November 2015. P. 149—185 (совм. с А.Л. Демчук, Е.В. Караваевой, С.Е. Родионовой).
Версия для печати

ПОЗДРАВЛЯЕМ!
В феврале 2017 года кафедре СиЦЕИ исполнилось X (прописью: десять) лет...

АКТУАЛЬНО
1 сентября 2017 г. при нашей кафедре приступила к обучению первая с начала отечественной славистики столь многочисленная — 19 человек! — группа студентов, которые будут специализироваться по языкам, литературе и истории Хорватии и Италии. Поздравляем первокурсников, всех остальных студентов и преподавателей с очередным Днем знаний.
вся новость

2 июля не пропустите легендарный спектакль «Комедианты» Варшавского центра пантомимы в ЦПКиО им. Горького! Начало показов в 15.00 (Главный вход в Парк) и в 18.00 (Треугольник в Музеоне). Вход свободный!
вся новость

25 мая в Москве открывается юбилейный — уже десятый по счету — фестиваль польского кино «Висла».
вся новость

mass_MEDIUM
С января 2009 г. начался выпуск информационного бюллетеня кафедры СиЦЕИ, который со временем получил наименование mass_MEDIUM.

Наша последняя пассия —
польская Хакасия!

Вход